- Подробности
-
Создано 25.10.2012 21:09
23 октября на Востоке страны начались товарные интервенции. Первые партии зерна проданы на электронных аукционах по цене на 20 процентов ниже рыночной, но на 4,3 процента выше стартовой. Так, пшеница 3 класса, рыночная цена которой составляет в Алтайском крае 9,550 тыс рублей за тонну, была продана по 7, 925 тыс рублей при начальной цене в 7,6 тыс рублей.
23 октября на Востоке страны начались товарные интервенции. Первые партии зерна проданы на электронных аукционах по цене на 20 процентов ниже рыночной, но на 4,3 процента выше стартовой. Так, пшеница 3 класса, рыночная цена которой составляет в Алтайском крае 9,550 тыс рублей за тонну, была продана по 7, 925 тыс рублей при начальной цене в 7,6 тыс рублей.
На вторничных торгах продано 55 тысяч тонн зерна, в среду будет выставлено на продажу еще столько же. То есть, каждую неделю на рынок будет выбрасываться 110 тысяч тонн.
По мнению гендиректора агентства «ПроЗерно» Владимира Петриченко, именно октябрьские интервенции в Сибири и Уральском федеральном округе очень важны, причем, не столько для того, чтобы стабилизировать региональные цены (темпы их роста, кстати, в некоторых случаях оказались более высокими, чем на экспортно-ориентированном юге). Интервенции чрезвычайно нужны, чтобы просто запустить торговый процесс, который (если заглянуть на месяц-другой вперед и географически, с востока – за Уральский хребет) должен оказать существенное влияние на состояние зернового рынка во всей стране.
Именно в Сибири в силу сложившихся обстоятельств очень сильна была повышательная ценовая тенденция. Причем, сами зернопроизводители ровным счетом никак не участвовали в росте цен. Все за них сделала засуха - урожай оказался ниже среднего. Владельцы же зерна до вчерашнего дня просто «сидели» на своих запасах и ждали хорошей цены. И каждый новый день приносил новую, более высокую цену. Поэтому торговлю нужно было инициировать, что, собственно, государство и сделало.
Согласно планам, который обнародовал Минсельхоз России, до конца года из интервенционного фонда Сибирского округа должно быть продано около 1 млн тонн зерна (всего на элеваторах и хлебоприемных пунктах СФО хранится около 2 млн тонн интервенционного зерна). Однако, по мнению Владимира Петриченко, чтобы стабилизировать ценовую ситуацию, в Сибири, достаточно будет продать 500 тысяч тонн. Это есть примерно месячная потребность переработчиков округа. И этой месячной потребности будет вполне достаточно, чтобы переломить восходящий тренд.
Высокая цена на пшеницу в СФО привела к тому, что мука поднялась в цене до 16 тыс рублей за тонну. А мукомолье Алтая, которое оперирует примерно 10 процентами всего мукомольного комплекса России, волей-неволей оказывало повышательно влияние на весь мукомольный комплекс страны.
При условии, что все интервенционное зерно достанется переработчикам, а не перекупщикам, мука в конечном итоге должна упасть в цене, а вслед на ней – и зерно тоже.
Скорее всего, интервенционное зерно «налево» не уйдет. Этому, во-первых, препятствуют правила интервенционных торгов (к ним допускаются только переработчики). Во-вторых, нужно понимать, что даже если у кого-то появится соблазн купленное дешевле рыночной стоимости зерно использовать не по назначению (скажем, двинуть его в сторону портов), из этой затеи ничего не выйдет, поскольку цена плюс доставка сделает его неинтересным для экспортеров.
Да, начались торги почти с 8 тыс. рублей за тонну 3-го класса, уточняет Владимир Петриченко, но последующие сессии должны привести к росту интереса мукомолов к сессиям, а значит, к росту цены конечной покупки (скорее всего, цена будет стремиться к 9,5 тыс рублей, уточняет Владимир Петриченко).
Дело в том, что для формирования хорошей помольной партии мукомолам мало зерна нынешнего урожая. Оно хоть и хорошо по содержанию клейковины, однако слабое, как говорят специалисты, по «натуре», то есть, щуплое. И чтобы получить хороший выход муки, мукомолам просто необходим примес муки сильного урожая, 2008-го или 2009-го годов.
Совокупность этих факторов позволяет надеяться, что стабилизация зерновых цен наступит. И очень скоро.
В свою очередь, это обстоятельство естественным образом положит конец разговорам о необходимости ввести эмбарго на экспорт зерна. По мнению Владимира Петриченко, экспорт российского зерна сегодня идет неплохо. Но сейчас отгружается зерно по контрактам, наторгованным ранее. На конец ноября, на декабрь продаж уже нет. Это связано с конъюнктурным фактором, поскольку наши цены «перелетели» через рынок, они выше, чем у наших конкурентов. Поэтому и не найдут никогда своего потребителя.
В декабре экспорт зерна должен сильно упасть. Во-первых, замерзнет так называемая «малая» вода - порты на Волге, Дону и отчасти на Азовском море. А на глубокой воде, в Новороссийске мы сейчас можем предложить зерно по цене, которая заведомо выше цены конкурентов – французов, румын, украинцев.
Так что придется пока постоять на приколе.
До лучшей конъюнктуры.
Источник: Крестьянские Ведомости